Кесария (ивр. קֵיסָרְיָה, Кесарья́; греч. Καισάρεια; лат. Caesarea Maritima или Caesaraea Palaestina) - древний город, располагавшийся на средиземноморском побережье современного Израиля.Город был назван Кесарией царём Иудеи Иродом Великим в честь римского императора (кесаря) Октавиана Августа,
передавшего ему в дар ранее утерянные иудеями земли.
Чтобы отличить Кесарию Ирода от других городов, носивших то же название и построенных в те же годы, вне Иудеи город называли Caesarea maritima (Кесария Приморская), а после окончательной утраты Иудеей остатков своего суверенитета и её превращения в римскую провинцию Палестина, в употребление вошло ещё одно название - Caesarea Palestine (Кесария Палестинская).
В русской традиции в качестве имени города использовались названия Цезария и Кесария Палестинская, хотя в некоторых источниках можно встретить и название Кесария Стратонийская (от названия находившегося на месте города финикийского поселения Башня Стратона).
История города
История города ведёт свой отсчёт с конца периода персидского владычества (середина III в. до н. э.), когда финикийцы основали возле гавани небольшое поселение, наречённое ими Башней Стратона. В 96 году до н. э. Кесария была захвачена царём Иудеи Александром Яннаем и тем самым превращена в еврейское поселение. После завоевания Иудеи римским полководцем Помпеем в 63 г. до н. э. крепость Стратона вновь становится нееврейским поселением.
В 31 г. до н. э. римский император Август передал поселение иудейскому царю Ироду, который к 10 году до н. э. полностью перестроил его, превратив в крупный портовый город. Город, названный Иродом Великим Кесарией в честь кесаря Августа, стал административным центром Римской прокуратуры в Иудее, а также был основной базой римских легионов.
В течение первого века н. э. большую часть жителей составляли сирийские греки. Также в городе жило много богатых евреев. Отсюда арестованного апостола Павла отправляют в Рим.
Кесария стала основным портом Палестины и часто упоминается в Новом Завете. После падения и разрушения Иерусалима Кесария стала столицей Палестины, и её епископы пользовались значительным влиянием. В 198 г. там состоялся поместный церковный собор. Позднее Кесария становится одним из главных церковных центров провинции Палестины Прима.
Статус метрополии, столицы провинции Палестина I, положение крупнейшего города Палестины, сохранение муниципальной организации, наличие высших школ, деятельность здесь крупных писателей (Ориген, Евсевий Кесарийский, Прокопий Кесарийский) делало Кесарию местом сохранения многих античных традиций.
В церковной жизни Востока епископ Кесарии и его кафедра занимали второе место после Антиохии. В III - IV вв. н. э. отцы христианской церкви преподавали в школе Кесарии и создавали библиотеку. В этой библиотеке находилось раннее издание Библии на нескольких языках, известное как «Гекзаплы Оригена». Эта рукопись хранилась в Кесарийской библиотеке до 600 г. н. э., когда погибла вместе с библиотекой при пожаре.
Также интересно, что Иероним Стридонский видел там оригинальную версию Евангелия от Матфея. В IV веке на кафедре этой епископии восседал отец церковной истории, Евсевий Кесарийский. В окрестностях города находилось много христианских монастырей. Вместе с тем, напряженная теологическая работа, традиции школы Оригена привели к тому, что в городе достаточно сильные позиции занимал оригенизм.
Во 2-й четверти V в. здесь в ходе христианизации был разрушен основной языческий храм города – храм богини Ромы и Августа, но в течение нескольких лет он был восстановлен и окончательно погиб в пламени лишь в конце V в.
Это было установлено раскопками в полевом сезоне 2002 г. Около 500 г. здесь возводится крупная христианская октагональная церковь со стенами из великолепного камня, с мраморными коринфскими капителями. Процесс смены главного храма города христианским в процессе христианизации в Кесарии был более мирным, чем в Газе при сокрушении культа Марны.
Помимо христиан и язычников, в городе проживали также этноконфессиональные группы иудеев и самаритян. Иудеи, будучи, по выражению Хагит Сиван, «подвижным меньшинством», обзавелись в городе синагогами, школами и даже талмудической академией, находившейся в северо-западном углу города.
Там же находилась и агора – в Нижнем городе. Феодор Анагност упоминает о мятеже иудеев Кесарии против христиан, после чего губернатор был смещен императрицей Пульхерией (Hist. Eccl. 336). В 555 г. во время восстания самаритян и иудеев несколько церквей Кесарии было сожжено. Многие из самаритян служили в администрации губернатора и пользовались, вследствие этого, определенным влиянием в городе. Но занимали они лишь низшие должности провинциальной администрации в Кесарии.
Один самаритянин по имени Фаустин, уроженец Палестины, стал проконсулом Кесарии после 536 г., но при этом приняв христианство. Самаритяне-«бандиты» довольно часто нападали на христианских паломников. Поселения самаритян составляли значительную часть сельской округи Кесарии, отгораживая город от более дальней языческой сельской округи.
В городе процветало общественное строительство, финансируемое по-прежнему муниципальной знатью. Так, из надписи 2-й пол. VI в. известен Флавий Стратегий, обновивший стены и монументальные сооружения города. В VI в. жизнь в городе была не очень спокойной.
Хорикий Газский в Панегирике Маркиану сообщает о пожаре на агоре Кесарии, когда на ней находилось множество людей (III, 39-43). В 541-542 гг. Кесарию охватила эпидемия чумы, принесшая городу значительный ущерб.
В 640 г. город был захвачен арабами-мусульманами, что положило предел его ранневизантийской истории.
Во время крестовых походов Кесария играла важную роль как одна из твердынь страны, но с XIII века началось её падение, и теперь от неё остались одни развалины.
В 1940 году в южной части развалин Кейсарии был основан кибуц Сдот-Ям, а в 1977 году к северу от древнего города был заложен современный израильский посёлок Кейсария.
Хронология:
III век до н. э. - 96 год до н. э. - финикийское поселение Башня Стратона (первое упоминание - в папирусе Зенона (259 год до н. э.)) .
96 год до н. э. - присоединение к Иудейскому Царству Хасмонеев. конец - века до н. э. - строительство города Кесария царём Иудеи Иродом Великим.
6 - 639 годы н. э. - столица Римской провинции Палестина, позднее Византийской провинции «Палестины Прима» (Палестина I)
639-640 г. - завоевание города арабами-мусульманами, утрата городом политического и экономического статуса.
1101 - завоевание города крестоносцами.
1259 - укрепление крестоносцами стен города.
1265 - завоевание и полное разрушение города мамлюками во главе с султаном Бейбарсом I
начало XIX века - 1848 год - существование на месте Кесарии сельскохозяйственного и рыболовецкого поселения боснийцев-мусульман под покровительством властей Османской империи.
1940 - основание кибуца Сдот-Ям в южной части развалин Кесарии.
Национальный парк Кесария
На территории древнего города в наши дни располагается Национальный парк-заповедник Кесария, в котором до настоящего времени проводятся широкие и активные археологические раскопки. В силу изменения уровня моря, большая часть из них производится под водой.
Был раскопан римский амфитеатр, который используется и сейчас, городская стена, ипподром, мощеная площадь с гигантскими статуями, остатки синагоги и церквей, а та же множество рукописей, в которых были найдены первые упоминания о Понтии Пилате и Назарете в том числе плита с посвятительной надписью Пилата императору Тиберию.
Вид на развалины древней Кесарии
Сохранились древнейший из обнаруженных на территории Израиля театр, развалины великолепного «Дворца на рифе», амфитеатр царя Ирода (Ицтадион), участки городских улиц римского и византийского периодов, комплекс помещений общественной бани византийского периода с великолепной отделкой, большой искусственный порт эллинской эпохи и укрепленный город-порт арабского периода, руины храмового комплекса, в котором смешались постройки римского, византийского, арабского периодов и эпохи крестоносцев. Интересны также Площадь статуй римского периода, развалины синагоги византийского периода, остатки римской крепостной стены, ипподром (II век н. э.) и фрагменты акведуков.
Городские сооружения
Сооружения иродианской эпохи
Город Ирода был выстроен на развалинах финикийского поселения Башня Стратона, впервые упоминаемого ещё в папирусе Зенона, посещавшего эти места около 258 г. до н.э. Зенон путешествовал на судне, и в папирусе уже упоминается тот факт, что место было пригодно для швартовки. По мнению Иосифа Флавия, Ирод увидел в этом равнинном участке потенциал для осуществления архитектурных и планировочных идей того времени.
Правитель нуждался в дополнительной гавани между Яффой и Дором, поэтому в Кейсарии был возведён огромный городской порт, быстро превративший город в один из центров средиземноморского побережья.
Здания в городе строились из местного жёлтого песчаника, куркара, однако, камни затем покрывались белой штукатуркой, из-за которой Флавий описывает Кейсарию как город, построенный из белого камня.
Иродианская Кесария отличалась продуманной планировкой, под улицами города располагалась целая система сточных каналов. Городской театр также был отличительной чертой города: в то время, когда были распространены деревянные театры, театр Ирода был выстроен из камня.
Порт
Городской порт был вырезан из участка побережья - это обеспечивало защиту от штормов и высоких волн. В ходе постройки был использован римкий опыт создания бетонных конструкций: в заранее приготовленные на берегу полые формы засыпали камни, известь и пуццолан.
При соприкосновении с водой пуццолан застывал и вся смесь превращалась в один большой бетонный блок. Около 24000 м3 пуццолана были заказаны Иродом в Италии (из окрестностей Поццуоли) для того, чтобы выстроить пятисотметровый южный мол и северный мол, длиной в 275 м.
Созданные таким образом большие бетонные молы сами по себе явились строительной площадкой - на их поверхности также были возведены сооружения.
Порт Кейсарии имел одну из самых впечатляющих гаваней того времени. Она была сооружена на побережье, не имеющем изначально никаких природных гаваней, и между тем, приобрела огромное коммерческое значение: она даже соперничала с гаванью Клеопатры в Александрии.
Иосиф Флавий писал:«Хотя местоположение было неблагоприятным, (Ирод) так успешно одолел все трудности, что прочность конструкции не могла быть преодолена морем, а её красота казалась сотворённой безо всяких усилий».
Театр
Один из самых древних театров, построенных на территории Израиля. Обнаружен итальянской археологической экспедицией в 50-х годах XX века. Построен при Царе Ироде и действовал на протяжении нескольких столетий - вплоть до византийских времён.
Здание было построено на тщательно подобранном участке, рассчитано примерно на 6000 зрительских мест. Изначально театр был построен только из местного песчаника, куркара, покрытого штукатуркой, однако, позднее, во времена императора Септимия Севера, в строение были добавлены колонны из мрамора и порфира.
Театр в Кесарии
В 1961г. в развалинах была обнаружена известняковая плита с надписью, говорящей о посещении какого-го «Тиберия» префектом Понтием Пилатом. Невозможно точно установить, кто такой Тиберий, однако, предполагают, что речь идёт о здании, призванном увековечить имя императора Тиберия. Сегодня плита выставлена в Музее Израиля Иерусалима.
В наши дни в отреставрированном театре, вмещающем около 3700 зрителей, проводятся поп- и рок-концерты различных исполнителей. Выступление в кейсарийском театре считается важным этапом в карьере многих израильских музыкантов.
Бани - внутренние помещения
Дворец Ирода
Был опознан археологами на рифе, вдающемся в море. В развалинах западных комнат был обнаружен мозаичный пол, составленный из различных геометрических фигур. Лучше всего сохранилась северная часть здания - там находился большой зал с коридорами, примыкавшими к двум его сторонам. Дворец состоял из двух уровней. В более позднюю эпоху дворец служил резиденцией римских прокураторов.
Мозаичный пол в палестре перед римскими банями
Ипподром
Также был построен во времена Ирода, простирается вдоль морского побережья. Беговую дорожку окружают каменные сиденья для зрителей. На стенах, огибающих арену и огораживающих её от зрителей, были обнаружены рисунки животных - видны сцены охоты, возможно, написанные под впечатлением от соревнований, происходивших в этих стенах. В северной части арены можно видеть стартовые позиции - загоны, из которых выбегали лошади.
Храм Августа и Ромы
Здание было возведено в честь Октавиана Августа и героини, чьим имемнем был назван Рим. Храм находился в центре участка, окружённого стенами, само здание имело типичный римский портик. На основании анализа развалин, археолог Эхуд Нецер предположил, что храм имел типичное для эпохи эллинизма строение: рядом с каждой стеной шёл ряд колонн, подпирающих крышу.
Здание было построено из местного песчаника - куркара, покрытого качественной штукатуркой, создающей ощущение красоты и монументальности; в позднеримскую эпоху в отделку храма были добавлены также детали из мрамора.
На развалинах языческого храма в византийскую эпоху была возведена восьмигранная христианская церковь, которая стояла вплоть до захвата города арабами в VII в. Новые хозяева разрушили её и возвели в том же месте новое здание (возможно, мечеть).